Пятница, 14.12.2018, 07:23
Приветствую Вас, Гость

Краткая презентация Программы.

 

1. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации.

Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад № 39 «Василек» комбинированного вида г.Новотроицка Оренбургской области» предназначена для детей раннего и дошкольного возраста. Также в ДОУ функционируют две группы комбинированной направленности, которую посещают дети, имеющие  речевые нарушения (общее недоразвитие речи I, II, III степеней, ринолалию), так и дети с развитием речи без патологий.

Комплектование детей в группы комбинированной направленности осуществляется на основании решения городской медико-психолого-педагогической комиссии.

 

Главными целями взрослого в отношении ребенка раннего возраста являются:

  • организация предметной деятельности;
  • обеспечение полноценного физического, в том числе двигательного, развития;
  • формирование речи.

Основными целевыми направлениями в работе с детьми младшего дошкольного возраста, являются:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; забота об эмоциональном комфорте каждого ребенка;
  • создание условий для развития сюжетно-ролевой игры;
  • доброжелательное общение с ребенком на познавательные темы, создание условий для практического экспериментирования, способствование развитию речи, любознательности и инициативности;
  • формирование у детей интерес к художественным видам деятельности как средству самовыражения.

 

Основные целевые направления в работе с детьми старшего дошкольного возраста следующие:

  • охранять и укреплять здоровье детей, способствовать их физическому развитию, избегая нервных и физических перегрузок;
  • создавать условия для реализации всех видов игры;
  • внимательно относиться и терпеливо поддерживать формирующееся детское сообщество;
  • формировать основы культурного и экологически целесообразного поведения (в природе и обществе);
  • во всех видах деятельности и общения способствовать развитию у детей диалогической и монологической речи;
  • развивать у детей познавательные интересы, сенсорные и интеллектуальные способности;
  • поддерживать экспериментирование с материалами, словом, движением и др.,
  • моделирование; развивать воображение и творческое начало;
  • продолжать формировать у детей эстетическое отношение к окружающему и
  • художественные способности.

 

2. Используемые программы.

Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад №39 «Василек» комбинированного вида г. Новотроицка Оренбургской области» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден Министерством образования и науки РФ, Приказ от 17.10.2013 г. № 1155). Программа задает содержание дошкольного уровня образования, обеспечивающее разностороннее и целостное формирование физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка. В ней представлены основные принципы организации жизни и деятельности детей в дошкольной организации, содержание образовательного процесса, необходимые условия для реализации программы.

В части Образовательной программы ДОУ, формируемой участниками образовательных отношений, представлены парциальные программы, выбранные и разработанные педагогическим коллективом ДОУ.

Расширение образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» достигается путем использования парциальной программы «ОБЖ» (авторы: Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева). В этот курс ОБЖ для дошкольников вошли шесть разделов, затрагивающих основные сферы жизни ребёнка:

1. «Ребёнок и другие люди»;

2. «Ребенок и природа»;

3. «Ребенок дома»;

4. «Здоровье ребенка»;

5. «Эмоциональное благополучие ребенка»;

6. «Ребенок на улице».

Курс ОБЖ для детей дошкольного возраста нацелен на формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности за свои поступки. На занятиях по ОБЖ дети тренируются самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт. Ребёнок овладевает способностью быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий.

Расширение образовательной области «Познавательное развитие» в части приобщения к социокультурным ценностям достигается путем использования программы «Мы живем в России» Н. Г. Зеленовой, Л. Е. Осиповой. В данной программе отражена система работы по гражданско-патриотическому воспитанию, представляющая целостную картину сведений о родной стране – России, ее прошлом и настоящем.

 

Расширение образовательной области «Познавательное развитие» в части ознакомления с миром природы достигается через использование парциальной программы «Юный эколог» С. Н. Николаевой. Программа построена на принципах развивающего обучения. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе - начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий - эколого-географических, национально-культурных — и ориентирует воспитателя на системный подход в экологическом образовании старших дошкольников. Важное значение в программе придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

 

Расширение образовательной области «Речевое развитие» достигается через использование программы О.С. Ушаковой. «Программа развития речи дошкольников». Концепция программы базируется на научном положении Ф.А. Сохина о необходимости элементарного осознания ребенком явлений родного языка и речи, лингвистического развития в дошкольном детстве. Поэтому важной отличительной особенностью программы является ее нацеленность на работу по осмыслению ребенком основных закономерностей языка. В соответствии с базовыми положениями программы речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности. Язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре развития различных линий психического развития - мышления, воображения, памяти, эмоций. Поэтому обучение языку и развитие речи даются в программе не только в сфере овладения языковыми навыками - фонетическими, грамматическими, лексическими, но и, что весьма важно, в контексте развития общения детей друг с другом и со взрослыми.

 

Расширение содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» достигается через использование программы И. А. Лыковой «Цветные ладошки». Программа направлена на практическое воплощение новых идей и подходов, связанных с интеграцией разных видов изобразительных искусств и художественной деятельности детей разных возрастных групп на основе амплификации содержания художественно-эстетической деятельности детей, придания ей развивающего и творческого характера.

 

Программа «Мы живем в Оренбуржье» разработана авторским коллективом педагогов, ориентирована на специфику национальных, социокультурных условий, направлена на формирование основ краеведения, ценностного отношения к прекрасному, миру природы, труду, воспитание гражданственности, патриотизма у ребенка от 4 до 8 лет.

Актуальность программы заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль становления у дошкольников ценностного отношения к родному краю, городу, воспитания основ гражданственности как источника формирования чувств патриотизма и толерантности. Учитывая специфику многонационального населения города и области, разнообразия культурных традиций народов, живущих на территории Оренбургской области, педагогическим коллективом принято решение о разработке данной программы.

 

Цель и задачи реализации Программы

Основная педагогическая цель программы - воспитание гражданственности, патриотизма, формирование ценностного отношения к прекрасному, миру природы, труду.

 

Задачи образования:

1.   Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, ее традициям.

2. Расширять представления о родном городе, его достопримечательностях. Познакомить с промышленными предприятиями города, организациями культуры и спорта г. Новотроицка.

3. Обобщить знания детей об истории родного города, его геральдике. Вызвать интерес, положительное отношение к изучению истории города Новотроицка. Подвести детей к пониманию, что история родного города, Оренбургского края неразрывно связана с историей России.

4. Прививать интерес к культуре народов населяющих Оренбургскую область через знакомство с историей, обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством.

5. Знакомить с элементами материальной культуры включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами, народными промыслами региона.

6. Расширять представления об Оренбуржье как о многонациональном крае. Развивать любознательность, активность детей, желание узнавать о традициях и быте других народов; воспитывать уважительное отношение к наследию других народов.

 

Задачи развития:

1. Формировать толерантное отношение к людям разных национальностей через знакомство с их культурой, традициями, обычаями.

2. Формировать чувство гордости за культурное наследие родного края. Вызвать интерес к произведениям местных поэтов, художников.

3. Способствовать развитию интереса к родному краю, городу, в котором мы живем, к взаимоотношениям людей и природы, предметам культуры, к спортивным достижениям Новотройчан, формированию основ здорового образа жизни.

 

Задачи воспитания

1. Воспитывать чувство любви и гордости за свой город. Подвести детей к пониманию того, что история родного города неразрывно связана с историей России.

2. Воспитывать трудолюбие и уважительное отношение к труду, формирование бережного отношения к результатам труда.

3. Воспитывать нравственные чувства, уважительное отношение к старшим, родителям, младшим.

 

3.Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей

Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей - создание условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Во взаимодействии педагогического коллектива с семьями воспитанников выделены следующие задачи:

- формировать у родителей воспитанников установки на сотрудничество;

- согласовывать представления родителей и педагогов о задачах развития, воспитания и обучения детей в ДОУ и семье в процессе проведение проблемных семинаров;

- поставить специфические проблемы педагогического сотрудничества с дифференцированными группами родителей и организация индивидуальных и подгрупповых консультаций;

- обучить родителей и воспитателей функциям сотрудничества через использование традиционных и нетрадиционных методов общения;

-  развивать интеллектуальную и творческую инициативу детей и взрослых в процессе организации коллективной деятельности по методу творческих проектов.

Работа с родителями включает 5 этапов.

1. Моделирование взаимодействия. При этом необходим учет особенностей каждой семьи, т.е. индивидуальный подход. Для анализа данного вопроса предлагается ряд критериев:

-  проведение в ДОО социологических срезов для получения данных о семьях;

- изучение уровня педагогической культуры родителей и стилей семейного воспитания;

- использование разнообразных форм коллективной и индивидуальной работы;

- изучение запросов,

 

2. Формирование у родителей более полного нужд, интересов родителей;

- выявление, обобщение, внедрение передового опыта семейного воспитания;

- изучение мнения родителей о работе ДОУ и взаимодействии с педагогическим коллективом.

Благодаря этому смягчается жесткость управляющей системы во взаимодействии семьи и детского сада - педагогов и руководителей ДОУ.

3. Установление между воспитателями и родителями благоприятных межличностных отношений с установкой на деловое сотрудничество образа ребенка и правильного его восприятия.

4. Изучение педагогической позиции родителей и ознакомление с проблемами семьи в воспитании дошкольника.

5. Объединение родителей в группы по интересам, создание семейных гостиных и клубов.

 

В ходе такого взаимодействия создается и отрабатывается модель включения родителей в воспитательно-образовательное пространство ДОУ. Она опирается на следующие принципы.

Единства педагогического просвещения и самообразования родителей. Педагогическое просвещение предлагает родителям лишь общие знания о закономерностях развития и становления личности, предлагает доступные формы и методы эффективного взаимодействия с детьми.

Педагогическое самообразование родителей позволяет выбрать наилучший способ общения с ребенком, усовершенствовать на практике приемы и способы взаимодействия в семье.

Многообразия форм работы с родителями. Суть данного принципа заключается в логическом дополнении коллективных форм повышения педагогической культуры семьи групповой и индивидуальной работой с родителями на основе дифференцированного и индивидуального подходов.

Опоры на положительный опыт семейного воспитания. Педагог в работе с семьей должен учитывать имеющийся в семье опыт и традиции воспитания, национальные и религиозные особенности, и только на них строить программу дальнейшего совершенствования педагогического мастерства семьи.

В ходе такого взаимодействия создается и отрабатывается модель включения родителей в воспитательно-образовательное пространство ДОУ. Она опирается на следующие принципы:

Единства педагогического просвещения и самообразования родителей. Педагогическое просвещение предлагает родителям лишь общие знания о закономерностях развития и становления личности, предлагает доступные формы и методы эффективного взаимодействия с детьми. Педагогическое самообразование родителей позволяет выбрать наилучший способ общения с ребенком, усовершенствовать на практике приемы и способы взаимодействия в семье.

Многообразия форм работы с родителями. Суть данного принципа заключается в логическом дополнении коллективных форм повышения педагогической культуры семьи групповой и индивидуальной работой с родителями на основе дифференцированного и индивидуального подходов.

Опоры на положительный опыт семейного воспитания. Педагог в работе с семьей должен учитывать имеющийся в семье опыт и традиции воспитания, национальные и религиозные особенности, и только на них строить программу дальнейшего совершенствования  педагогического мастерства семьи.

 

Приказ от 10.01.2014г. № 1/7 "О введении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014.№08-249 Комментарии к ФГОС дошкольного образования.

Письмо Федеральной службы по контролю в сфере образования и науки (Рособрнадзора) № 01-52-2205-382 от 07.02.2014.

План действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.